Останавливает меня кладовщик и говорит: «Правда, что нас всех уволят?». А незадолго до этого я общался с руководителем логистики и всего лишь сказал, что его текущая работа меня не устраивает.

Распространение информации в компании напоминает ксерокопирование, где каждая новая копия делается не с оригинала, а с очередной копии. Из-за этого копии становятся все более контрастными, а детали уходят. Так происходит не только с конкретными распоряжениями, но и вообще со всей субкультурой компании: каждый коллектив – это уродливая копия своего начальника. Причем в России копия особенно сильная и особенно уродливая: если на Западе важнее культура компании, то у нас важнее культура человека, стоящего во главе этой компании. Это менталитет – у нас даже географически страна центростремительная, все нацелено на Москву.

Чем менее харизматичен руководитель, тем хаоса и искажений информации больше. А чем больше у него отрицательных черт, тем с большей прогрессией они распространяются (хорошее тоже копируется, но не так активно). Я знаю одну ювелирную фирму, руководители которой пренебрежительно относятся к покупателям. Моя обеспеченная знакомая пришла в ее магазин со своей не очень обеспеченной мамой. Пока мама примеряла украшения, ее заподозрили в том, что она хочет украшения украсть. Надавали по рукам, обошлись грубо. Проступило отношение руководителя, хотя менеджмент компании вышколен: когда входишь, тебе улыбаются.

Поэтому руководителю бессмысленно издавать правила, которых он сам не придерживается: все равно подчиненные скопируют действия, а не слова. И нужно представлять пятую копию каждого своего поступка и приказа. Это нереально тяжело. Я, например, ошибался запредельное количество раз. Теперь понимаю: чтобы сообщение проходило без искажений, оно должно быть простым и приятным для восприятия. Когда мои цветные письма просто били по эмоциям, они нравились и работали. Когда я, как мне кажется, нагрузил их важными мыслями, они стали менее понятными и работают хуже.

Свои действия надо популяризировать – в каждой компании должен быть свой рупор. Я только предпринимаю робкие попытки что-то сделать в этом направлении, поскольку идеологией нужно заниматься профессионально и постоянно, а не импульсивно. Но без этого уже никак: когда наши люди перестают чувствовать властную руку, они тут же начинают фантазировать. Так, однажды у нас все решили, что «Евросеть» продают одному из операторов. Как возник этот слух? Я уехал в отпуск, долго не отвечал на вопросы на внутреннем портале компании, а тут как раз пошла совместная акция с этим оператором. В неразвитых мозгах информация вот так перекрутилась. В идеологическом вакууме вертикаль власти превращается в какой-то шизофренический эллипс.

Идеи Евгения Чичваркина - Секрет фирмы